Где находится река сена на карте. Река Сена — начало Парижа и всей Франции

Artur Staszewski / flickr.com James Whitesmith / flickr.com Thomas Claveirole / flickr.com Panoramas / flickr.com Jean-François Gornet / flickr.com dany13 / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Прогулочный катер на Сене (Joe deSousa / flickr.com) Joe deSousa / flickr.com Joe deSousa / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Пристань прогулочных катеров, Париж (Joe deSousa / flickr.com) stanze / flickr.com Curtis MacNewton / flickr.com Falcon® Photography / flickr.com Falcon® Photography / flickr.com Joe deSousa / flickr.com

С давнего времени люди заселяли берега рек. Не были нарушены традиции и на берегах Сены, расположенной в Париже, где примерно в середине третьего столетия до нашей эры обосновались галльские племена. Стоит отметить, что через реку шел один из главных торговых водных путей.

В ходе изучения происхождения наименования этой водной артерии выделяют два варианта. Наиболее распространённый состоит из того, что ее назвали по-латыни «Sequana», что означет «благородная река».

Однако небольшая часть исследователей полагает, что наименование имеет галльское начало. Ученые предположили, что это производное от названия реки Йонн, поскольку населявшие регион народности думали, что Сена есть приток последней.

Общее описание

Длина Сены составляет 775 км. Исток Сена берет на Бургундских землях (область на востоке страны), в окрестностях плато Лангр, которое выше поверхности моря на 470 метров.

Тянется в основном по Северо-Французской низменности, через Парижский бассейн. Ближе к столице она делает множество различных извилистых поворотов.

Рядом с населенным пунктом Гавр втекает в одну из заводей пролива Ла-Манш.

Крупнейший водопроток Сены – это Уаза. Помимо него справа по руслу, вливается Марна и Об, а слева – Йона. Совокупная территория водной поверхности составляет почти 80 тысяч км.

Наполняется река Сена в основном за счет воздушных выделений.

С середины осени до середины весны для нее свойственен подъем уровня воды, но в целом Сена является многоводной с постоянным показателем и тихим перемещением водных масс.

Роль для страны

В настоящее время река Сена - это центральная судоходная артерия Франции. От города Труа река Сена считается транспортной, поскольку от данного населенного пункта могут перемещаться корабли, осадка которых не превышает 1,3 метра.

Суда с погружением до 7 метров движутся до гавани Руан. От последнего налажен путь до столицы, проплыть там могут суда до 3,3 метров.

На берегах Сены обустроено множество портов. Крупнейшие находятся в городах Париж, Гавр и Руан. Значение данной водной артерии для Франции очень велико.

Среди населения река Сеня имеет неофициальное название «21 район Парижа» (по административному устройству их 20).

Пристань прогулочных катеров, Париж (Joe deSousa / flickr.com)

Географические особенности

Река Сена делит Париж на две половины, разрезая его полумесяцем. Левый край обычно принято считать деловым стержнем, где расположены представительские здания.

Здесь также расположено старейшее место Парижа – остров Сите. За пределами города Сена огибает всеми известный Булонский лес и дальше протекает к Ла-Маншу.

Мосты через Сену

Культурные строения, которые расположены по берегу весьма популярны среди путешественников всего мира благодаря своей аутентичности. В этом списке числятся окрестные переходы через реку.

В городских чертах через Сену их насчитывают порядка 37, наиболее популярны из них: Нотр-Дамм, Малый и Луи-Филипп, возведенные несколько столетий тому назад. Также через реку протянут Нормандский мост – длиннейшее архитектурное наследие.

Река Сена в Париже - на что посмотреть?

На берегах реки расположено разнообразие архитектуры. Перемещаясь по руслу на транспорте, можно взглянуть на Лувр, Бурбонский замок, всевозможные музеи, а также парижский собор Нотр-Да́м, возведенный в XIV веке, и конечно же Эйфелеву башню. Проехаться и полюбоваться красотами города можно на небольших лодках либо на прогулочном судне.

Вид на Эйфелеву башню с реки Сена (Thomas Claveirole / flickr.com)

Необычные факты о реке

С Сеной переплетается множество необычных событий из прошлого. Принято полагать, что прах сожженной в средневековье Жанны Д’Арк был рассеян над Сеной. Кроме того, о реке лестно отзывался всем известный завоеватель Наполеон, мечтавший быть погребенным на берегах Сены, но его мечтам не суждено было осуществиться.

В 1910 году произошел огромный паводок, в следствии чего Париж был затоплен. Аналогичных случаев с того момента не случалось. Берега реки расположенные в столице Франции в 1991 году были зафиксированы ЮНЕСКО в списке объектов мирового наследия, находящихся на территории Старого Света.

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.

Сена - одна из самых известных в Западной Европе рек, источник вдохновения для художников и поэтов, веками воспевавших ее красоту.

География

Река берет начало на плато Лангр в Бургундии, далее течет по равнинной местности провинции Шампань между холмами Парижского бассейна, образуя широкую долину. Русло реки очень извилистое, особенно ниже города , где оно разветвляется на несколько рукавов и образует острова.
Устье реки находится между портовым городом Гавр и приморским Онфлером, в заливе Сена пролива , где образуется большой воронкообразный эстуарий длиной свыше 25 км и шириной от 2 до 10 км. В устье Сены построен Мост Нормандии - один из самых больших байтовых мостов в мире длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м.
Влияние морских приливов распространяется на 35 км выше Руана. Непосредственно в устье приливы достигают высоты 7,5 м. Течение реки заметное, перепад высот между истоком и устьем достигает 500 м; в целом характер реки спокойный, если бы не угроза наводнений. Паводки случаются зимой, летом - короткая межень.
Если паводки сильные, на Сене начинается наводнение. На реке и ее притоках проводятся гидротехнические работы, что существенно снизило опасность наводнений для Парижа и других городов.

История

Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н, э. Предположительно, допускается образование от кельтского sog-han - «спокойная река». На ее берегах жило кельтское племя секванов. Другое местное кельтское (галльское) племя, обосновавшееся здесь в середине III в, до н. э - паризии - дало название Парижу, который римляне называли Лютеция (от lutum - «грязь, болото»).
Кельты построили на реке рыбацкие деревни и занялись сельским хозяйством на плодородных равнинах в долине Сены. Относительно спокойный характер реки привлекал к ней людей, и вскоре вся местность вдоль Сены была заселена.
Для древних римлян река была важным рубежом в завоевании земель непокорных кельтов. В Средние века Сена служила естественной границей между феодальными владениями.
Долгое время плавание торговых караванов судов по Сене было небезопасным делом из-за разбоя. Еще дольше доставляло неудобства мелководье. Первые серьезные работы по углублению русла реки были проведены лишь в 1840 г., после чего корабли с осадкой до 1,6 м смогли перемещаться по реке от устья до Парижа. Позже работы по повышению судоходности реки продолжились, и теперь до Парижа поднимаются суда с осадкой до 3,2 м, а до Руана - 6,5 м. Углубление дна Сены в 1960-х гг. помогло избавиться от такого явления, как маскаре - аномально высоких приливных волн, возникающих в устьях Сены и движущихся вверх по течению.
Резкое повышение уровня воды в Сене зимой и осенью и сегодня представляет серьезную опасность для Парижа, хотя после сильнейшего наводнения в январе 1910 г. по берегам реки были выстроены защитные дамбы. Статуя Зуава у опоры моста Альма с давних пор служит своеобразным измерителем: асе парижане знают, что, когда вода поднимается до его колен, это наводнение средней опасности, если до уровня пояса и выше - весьма серьёзное, а в 1910 г. уровень воды в Сене достиг бороды (или шеи) Зуава - 8 метров 62 сантиметра.
В 1944 г. во время Второй мировой войны была проведена стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск англичан и американцев на французском берегу в Нормандии: союзники прорвались сквозь немецкие укрепления на восток, форсировали Сену и 25 августа, при поддержке французских партизан, освободили Париж.
В 1991 г. ЮНЕСКО внесла парижские берега Сены - Рив-Гош и Рив-Друа - в европейский список Всемирного наследия человечества.
Пусть Сена и не самая длинная река во Франции (самая длинная - Луара), тем не менее она остается важнейшим звеном экономики Франции и всей Западной Европы, 60% реки судоходно, судоходство по реке осуществляется круглый год. Сена соединена каналами с Рейном, Маасом, Луарой, Соной, Соммой, Шельдой. Из-за высоких приливов в устье Сены суда проходят по обводному Танкарвильскому каналу. Суда поднимаются до самого города Труа - к подножию гор, где находятся истоки Сены. Океанские суда поднимаются до Руана - на расстояние свыше 120 км от устья.
Бассейн Сены - главный индустриальный и сельскохозяйственный район Франции. Именно на Сене находятся крупные промышленные компании нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной отраслей промышленности.
Однако по той же причине к 1960-м гг. уровень загрязнения воды в Сене повысился настолько, что жизнь в реке практически исчезла. Срочные меры по ликвидации и предотвращению загрязнения реки дали неплохие результаты: в 2009 г. было даже отмечено возвращение в Сену такой чувствительной к загрязнению рыбы, как атлантический лосось.
Париж - самый большой речной порт на Сене, за ним следуют Руан и Гаар. Сена настолько важна для Парижа, что ее неофициально принято считать 21-м городским округом. Река разделила Париж надвое: на правом берегу сосредоточена торговая и деловая часть города, левый берег - это преимущественно культурные и образовательные учреждения.
На правом берегу Сены расположен Лувр - музей с мировой славой, живописные постройки в саду Тюильри, дворец Карнавале, башня Сен-Жак, кладбище Пер-Лашез, Монмартр, Булонский лес…
На левом берегу Сены стоит еще один символ Парижа, без которого уже немыслима панорама города: Эйфелева башня на Марсовом поле. Неподалеку находится Дом Инвалидов, где похоронен император Наполеон Бонапарт. Дворец Марии Медичи в Люксембургском саду - местонахождение сената страны. Рядом - Латинский квартал и знаменитый университет Сорбонна. В наше время не многие студенты могут себе позволить жить по соседству с Сорбонной, в 5-м и 6-м округах, где с начала XX в. обосновались представители парижской художественной интеллигенции - богемы: художники, писатели, театральные деятели.
Рив-Гош - левый берег Сены - понятие не только топографическое.
Стиль Рив-Гош подразумевает совершенно особый, эксцентричный образ жизни, манеры поведения и внешний вид богемы, в отличие от более консервативных буржуа с правого берега. Сегодня подобный свободный стиль, что-то между хиппи и яппи, назвали бы «бобо» (фр. bourgeois-boheme - буржуа-богема).
В пределах Парижа через Сену переброшено 37 мостов, включая самые известные: мост Луи-Филиппа и Пон-Неф, или Новый мост, постройки 1607 г. - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Руан - третий по величине порт на Сене, с развитой промышленностью и главной достопримечательностью - Руанским собором, заложенным в 1210 г. и завершенном в начале XVI в.
Гавр - второй порт после Парижа - ранее назывался Гавр-де-Грас, или «благодатная гавань». В настоящее время на Гавр приходится весь внешнеторговый оборот Франции со странами Америки и Западной Африки.
В месте, где сливаются Сена с Уазой, стоит еще один крупный центр речного пароходства - Конфлан-Сент-Онорин.

Но Сена - это еще и патриархальные деревушки и тихие провинциальные городки. На высоком берегу Сены, в местечке Фрет-сюр-Сен открывается роскошная панорама леса Сен-Жермен-ан-Лэ, в эти края приезжают в поисках вдохновения художники и писатели.


Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Франции, пересекая исторические области Бургундия, Шампань, Иль-де-Франс. Нормандия, департаменты Кот-д"Ор, Об, Сена и Марна, Париж, Ивелин, Эсонн, Уаза, Верхняя Сона, Валь-де-Марн, Сен-Сен Дени, Эр, Приморская Сена, Кальвадос.

Способ питания: преимущественно дождевой (максимум - ноябрь-март, минимум - август-сентябрь).

Бассейн: Атлантический океан.
Исток: южная часть плато Лангр (на высоте 471 м), регион Бургундия.

Устье: бухта Сена, пролив Ла-Манш.

Крупнейшие притоки: левые - Йонна, Луэн, Эр, Риль, правые - Урс, Об, Марна, Уаза, Эр.

Крупнейшие города: Париж (крупнейший континентальный порт Франции) - 2 234 105чел. (2009 г.), морские порты Руан - 110 688 чел. (2009 г.) и Гаар - 177 259 чел. (2009 г.).

Цифры

Длина: 776 км.

Ширина: в Париже - 265 м, между городами Эльбеф и Руан - 680-780 м.

Средняя глубина в районе Парижа: 6,5 м.

Площадь бассейна: 78 650 км 2 .
Средний расход воды: у Парижа - 250 м 3 /с. в устье - 450-500 м 3 /с.

Климат и погода

От морского до умеренно-континентального.

Средняя температура января: +4.2°С.

Средняя температура июля: + 19,6°С.

Среднегодовое количество осадков: 640 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Уровень воды: самый высокий - в январе, самый низкий - в сентябре.

Экономика

Портовая индустрия.

Водоснабжение: городское и сельскохозяйственное.

Сфера услуг: туризм, транспорт (речное судоходство).

Достопримечательности

Город Париж

Мосты : Александра III, Альма, Инвалидов. Менял, Мирабо, Согласия, Луи-Филиппа, Пон-Неф (Новый мост), Сен-Мишель, Искусств, Карусель.
Острова : Сите: Дворец Правосудия и замок Кон-сьержери (с VI в.), Дворцовый бульвар, собор Нотр-Дам-де- Пари (1163-1330 гг.); Сен -Луи: (застройка 1614-1664 гг.) набережные Орлеанскаяи Бурбонов:дворцы Лозен, Ламбер, Шенизо; Лебединый: (сооружён в 1825 г. в качестве дамбы): уменьшенная копия статуи Свободы (11,5 м): Гран-Жатт изображен на шедевре Жоржа-Пьера Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт-. 1884-1886 гг.).
Левый берег : гора Святой Женевьевы, старые монастыри бенедиктинцев и кармелиток, набережная Латинского квартала, Сорбонна (с XIII в.), Валь-де-Грас (XIII в.), престижный университет Эколь Нормаль, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (с XII в.), аббатство Сен-Жермен-де-Пре [с XI-XII вв.); дворец Маза-рини (XVII а.) на набережной Конти, «Большие кафе», бульвар Монпарнас, катакомбы (длиной до 160 км), музеи Орсе и Бранли, Дом Инвалидов (1670-е гг.). и др. в Правый берег: мэрия в Отель-де-Виль (здание в Гревском порту с ХII в.). квартал Маре, дворец Карнавале (XVII в.), Лувр (с 1190 г.), Тюильри (с 1564 г.) и Ели-сейские поля (с 1616 г.). Центр Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду,
в Обиходе - «Бобур») и др.
Город-порт Руан : Руанский собор (1120-1200 гг.).
Город-порт Гавр : мост Нормандии (1995 г) в устье Сены между г. Гавр и г. Онфлер, послевоенная застройка по проекту Андре Перре, церконь Сен-Жозеф - памятник жертвам бомбежек 1944-1945 (1958 г,), церковь Нотр-Дам и аббатство Гравиль-Сенг-Онорин (XVI-XVIII вв).
Город Онфлер : старинная гавань, деревянная церковь св. Екатерины (XV в.).
Город Ле-Андели : старый район Большой Андели был романским городом, местом проживания франкских королей, культурным и религиозным центром: замок Шато-Гайар (XII в.) построен Ричардом Львиное сердце.
Город Труа : древнее поселение кельтов, 42 памятника культуры, большая часть сосредоточена в центральном районе, называемом «Пробка шампанского».
■ Руины аббатства Жюмьеж (основано в 654 г.).

Любопытные факты

■ При первых признаках наводнения в 2003 г боле 100 тыс. ценных предметов искусства были эвакуированы из подземных запасников музеев Парижа, что стало самой большой эвакуацией такого рода со времен Второй мировой войны.
■ Мост Нормандии - вантовый дорожный мост обшей длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м. высота пилонов 215 м. Строительство моста заняло почти семь лет, открыт в 1995 г. До 1999 г., когда его «Обогнал» мост в Токио, был самым длинным в мире.
■ Город Гавр был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны в ходе боев и бомбардировок. Впоследствии отстроен заново по проекту архитектора Андре Перре. Эти дома послужили образцом для массовой застройки в СССР при Хрущеве (известные всем «хрущевки»).

Реки - это водные артерии, несущие жизнь во все уголки нашей планеты. Их красота и величие поражают. Рекам посвящают стихи и песни. Фотографы пытаются передать величественность рек с помощью снимков, а художники - в своих картинах. Сегодня мы отправляемся в виртуальный круиз и исследуем реки в Париже!

Сена: «священный источник»

Какую парижскую реку можно считать сердцем города и его жемчужиной? Конечно же, Сену! Если обратить внимание на этимологию названия, можно узнать, что произошло это слово от кельтского Sequana - «священный». Даже когда Парижа не было и в помине, на берегах этой реки уже жили племена паризеев. От названия этого древнего племени и произошло название города Парижа.

Географические факты

Река Сена - вторая по длине французская река. Она уступает лишь Луаре. Длина Сены 776 километров!

Начало Сена берёт в южной части плато Лангр, расположенного в Бургундии. Именно отсюда река начинает свой путь к Парижскому бассейну.

За пределами Парижа река Сена начинает петлять, становится извилистой. У города Гавр она впадает в одноимённую бухту, оттуда же - в пролив Ла-Манш.

Один из самых длинных в мире подвесных мостов возвышается именно над Сеной. Это открытый в 1995 году Мост Нормандии.

Сена - судоходная река, основные её притоки - это Йонна, Об, Марна, Уаза.

Исторические факты

Широкую известность река Сена получила ещё в дни Римской империи. В это время Париж стал важным торговым центром. А Сена - торговой артерией.

Путешественники встречают на Сене множество восхитительных мостов. Только на территории Парижа их 37! Почти все имеют многовековую историю, например Новый Мост. Его первый камень заложил ещё Генрих III в 1578 году. Самый «молодой» мост на реке Сене назван в честь первого президента республики - Шарля де Голля.

Кроме того, на берегах этой реки в Париже с середины июля до середины августа проходит традиционный фестиваль пляжей. Все пляжи работают ежедневно. Здесь можно найти развлечения на любой вкус: аттракционы и дискотеки, прогулки на каяках, бальные танцы и волейбол.

Сами парижане говорят: несмотря на то что Париж разделён на 20 округов, Сена может полноправно считаться двадцать первым.

Река, на которой стоит Париж, делит город на две части, каждая из которых - особенный мир. Правый берег - это деловой центр столицы Франции. Левый, в свою очередь, средоточие культуры города.

Левый берег Сены

Колыбель культуры, центр богемной жизни столицы - вот что такое Левый берег Сены. В его составе - шесть округов. Предпочтение им в своё время отдали Хемингуэй, Пикассо, Матисс, Фолкнер, Камю и многие другие. Но Левый берег - это не только географическое понятие. Это, скорее, особый стиль жизни и моды.

Именно на Левом берегу расположены такие достопримечательности Парижа, как Эйфелева башня, Катакомбы, Люксембургский сад, музей Орсе, Пантеон и большое количество церквей и парков.

Правый берег Сены

На правом берегу этой реки в Париже живут сливки общества. Во все времена именно Правый берег блистал своей роскошью и богатством. Если на Левом берегу царит хаос, то на Правом властвует порядок. К тому же эта часть города достаточно тесная (в её составе 14 округов), а потому всё здесь устроено рационально. На Правом берегу можно увидеть Лувр и Монмартр, Парижскую оперу и сад Тюильри, Триумфальную арку и Мулен Руж.

Остров Сите: между двух берегов

Опытные экскурсоводы советуют туристам начинать знакомство со столицей Франции с острова Сите. Именно его можно называть колыбелью Парижа - ещё в 300 году до нашей эры здесь поселились паризеи. Спустя 250 лет к городу приблизилось римское войско. Жители решили перебраться на новое место, а все свои дома и постройки сожгли. Римляне захватили территорию и решили возвести здесь город, однако выбрали для этой цели Правый берег. Выстроенный город просуществовал целых три столетия! Город разрушили варвары, жить в городе стало невозможно. Население приняло решение перебраться на остров Сите, который был защищён от непрерывных набегов. За внушительными крепостными стенами началось строительство. В шестом веке на острове появилась первая парижская христианская церковь. На её месте, кстати, позднее возвели собор Парижской Богоматери.

Остров Сите в десятом веке стал резиденцией правящих династий на триста лет. Жили монархи в роскошном дворце. В то время здесь было 40 улиц, рынок, госпиталь и кафедральный собор. В XVI веке площадь острова увеличилась на 17 гектаров. По приказу Генриха Третьего к Сите были присоединены три островка.

На этом острове немало достопримечательностей. Например, верующим стоит посетить капеллу Сент-Шапель и Нотр-Дам де Пари. Тем, кому по душе искусство, стоит обратить внимание на музей Консьерджери. Нельзя не обратить внимания на площадь Дофина, бульвар Дю-Пале, Мемориал жертвам депортации.

Бьевра: исчезнувшая река Парижа

Самый знаменитый приток Сены носит название Бьевра. Он впадает в реку прямо в Париже. Именно с этим притоком связаны невероятные легенды, касающиеся истории города и жизни его населения.

Гийом Аполлинер говорил о самой известной реке Франции: «Сена течёт под мостом Мирабо». А вот Виктор Гюго посвятил стихотворение самой загадочной реке Парижа.

Существует несколько основных версий появления названия этой реки в Париже. Название Бьевра, по утверждению некоторых исследователей, произошло от латинского наименовании бобров. Другие учёные утверждают, что происхождение названия связано с кельтским словом, означающим тёмно-коричневый цвет. Ещё один вариант гласит - корни у этого слова латинские, произошло оно от глагола, который можно перевести как «пить».

Однако в XVI веке Бьевру называли Рекой гобеленов. Связано это было с тем, что на берегах притока располагались мануфактуры, использовавшие его воды в процессе окрашивания гобеленов. Именно тогда Бьевра стала синонимом слова «нечистоты».

Такую репутацию река сохраняла вплоть до XIX века. Тогда русло Бьевры постепенно начали скрывать под городом - были возведены кирпичные своды, позднее здесь проложили трубы.

Сегодня желающие увидеть Бьевру могут сделать это в сквере Рене Ле Галь. Именно здесь на поверхности находится небольшой ручеёк. Поговаривали даже, что в этом месте русло Бьевры может быть полностью открыто.

Существует несколько версий, говорящих о происхождении названия реки Сены. Однако, согласно самой популярной из них, оно связано с латинским словом "секуана", имеющего значение "священная вода". Предположительно, именно так первые поселенцы называли торговый водный путь, воды которого берут своё начало в землях Бургундии, а именно в южной части плато Лангр, а появление первых племен на его берегах относят аж к III веку до н.э.

Имея длину 776 км, Сена пересекает города Гавр, Париж, Пуасси, Руан, где расположены наиболее крупные речные порты, и завершает свой путь соединяясь с водами пролива Ла-Манш. Река имеет правые притоки - Уаза, Марна, Об и несколько левых - Йонна, Эр. Но основным источником питания Сены являются осадки, обеспечивающие регулярное пополнение водных ресурсов.

Интересно, что Сену, для удобства организации навигации по реке, разделили на несколько частей. А именно, участок реки от истока до слияния с левым притоком Йонна принято называть Малой Сеной. Следующая часть до Парижа - это Верхняя Сена, а далее следует участок с говорящим названием Парижская Сена, которую сменяет Нижняя Сена, часть от Парижа и вплоть до Руана. От Руана до Ла-Манша пролегает заключительный участок реки - Сена морская. Каждая из этих частей вносит свой вклад в формирование общего образа Сены, делая его романтичным, замысловатым и неповторимым.

Самая французская река - Сена

По территории Франции протекают около десятка крупных рек длинною более 300 км и не менее сотни рек поменьше. Однако, ни одна из них не получила такую популярность, какую имеет река Сена, ставшая не просто символом Парижа, но и всей Франции. Пожалуй, иначе быть и не могло. Ведь именно Сена разделила столицу Франции на свободный богемный левый берег и важный деловой правый. Живописные пейзажи именно её берегов вдохновляли Мане, Ренуара, Пикассо, Матисса...

Особый шарм Сены заключен в наличии множества мостов, каждый из которых неповторим как в своей истории, так и в исполнении. К примеру, мост Пон-Нёф. Его строительство было начато в 1578 году Генрихом III Валуа и вот уже несколько столетий он служит парижанам, нося гордое звание старейшего моста Парижа. А самый "молодой" мост, названный в честь Шарля де Голля, был открыт для движения в 1996 году с целью разгрузить дороги с плотным автомобильным движением. Всего же только в Париже через Сену переброшено 32 моста.

Сена, разделив Париж на два берега, позволила каждому из них стать неповторимым. Левый берег, более свободный и терпимый, всегда был центром богемной и культурной жизни. Здесь расположены Эйфелева башня и музей Родена, Парижские катакомбы и известный театр «Одеон», церкви Сан-Северин и Сен-Сюльпис. Правый же берег, некогда территория "сливок общества", и сейчас сохранил за собой право называться деловым центром Парижа. Но не только финансовыми сделками он интересен. Именно здесь раскинулись Елисейские поля, Триумфальная арка, Лувр, Монмартр, музей Пикассо, Мулен руж и многое другое.

Посещая Париж, вопрос о том, какой берег выбрать для посещения не стоит. Ведь каждый из них, отражаясь в безмятежно бегущих водах Сены, способен подарить особые впечатления, которые остаются в памяти навсегда.